«Хайнекен» займется в Беларуси своим делом. Планы руководство компании обсуждало 15.04.2008 с Президентом Пивоваренной отрасли государство уделяет очень серьезное внимание. Причин тому несколько. Во–первых, годовой оборот пивного рынка страны оценивается в сотни миллионов долларов. При этом потребление напитка динамично растет. Кроме того, пивоваренная отрасль оказывает ощутимое влияние на развитие АПК.
Несмотря на увеличение продаж, белорусские пивзаводы, к сожалению, сталкиваются с рядом проблем. Основные — высокая закредитованность и жесткий прессинг со стороны импортных марок. Выдержать конкуренцию с российскими и украинскими производителями, за спиной которых во многих случаях стоят западные транснациональные компании, очень непросто. У отечественных пивоваров недостаточно ресурсов, чтобы состязаться с мировыми брэндами в грандиозности рекламных кампаний и распродаж, которые так привлекают потребителя. В связи с этим высказывались предложения о продаже белорусских предприятий иностранным инвесторам. Этой теме было посвящено совещание у Президента в августе прошлого года. После дискуссий было принято решение сохранить контроль государства над высокоприбыльным пивоваренным сектором.
В то же время в конце прошлого года на белорусский рынок пришел всемирно известный брэнд. Завод в Бобруйске, принадлежащий частной пивоваренной компании «Сябар», был продан крупнейшему в Европе производителю пива — компании Heineken N.V. Нет ли здесь противоречия с избранной государством стратегией? Во время вчерашней встречи с председателем исполнительного совета «Хайнекена» Жаном–Франсуа ван Боксмеером Александр Лукашенко подчеркнул два момента. Во–первых, рыночная сделка с заводом в Бобруйске осуществлялась между двумя частными компаниями. А во–вторых, государство заинтересовано в присутствии одного из крупнейших участников мирового рынка в Беларуси. Выпуск качественного «иностранного» напитка на мощностях белорусского предприятия позволит сократить пивной импорт, который в прошлом году вырос на 66 процентов. Это выгодно для белорусской экономики.
В то же время Александр Лукашенко отметил, что финансовые и технологические ресурсы пивоваренной империи «Хайнекен» позволяют ей завоевать весь белорусский рынок. Позиция же государства в этом вопросе такова: белорусские брэнды — «Крынiца», «Оливария» и др. — необходимо сохранить и развивать. Президент высказал надежду, что менеджмент «Хайнекена» найдет партнерский язык с руководителями белорусских пивзаводов. Наличие конкуренции на рынке будет на пользу и потребителю. Г–н Боксмеер согласился с этими доводами.
Александр Лукашенко также обратил внимание гостя на планы государства по развитию экспорта пива, а также на необходимость социальной ответственности бизнеса. Впрочем, с последним, уверен Президент, вопросов не возникнет. Пришедший на белорусский рынок гигант имеет хорошую и надежную репутацию.
Г–н Боксмеер остался доволен итогами встречи с Президентом. Он рассказал журналистам, что в ближайшие годы на долю «Хайнекена» будет приходиться треть пива, выпускаемого в Беларуси. Есть соображения и насчет экспорта. «Покупка пивзавода в Бобруйске — это первый шаг», — объяснил стратегию компании г–н Боксмеер и подчеркнул, что «Хайнекен» пришел в нашу страну всерьез и надолго.
При этом компания намерена осуществлять в Беларуси весь производственный цикл. Начиная с выращивания высококачественного ячменя. Учитывая, что опыты по производству пивоваренной культуры проводились «Хайнекеном» даже в Сахаре, будем верить, что ячмень получится отменным.